МАОУ СШ №150 имени Героя Советского Союза В.С. Молокова
г. Красноярск
  • Инклюзивное образование

    Долгие  годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели  возможности получить образование  и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где  обучаются обычные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна: дети с  особенностями развития должны иметь  равные возможности с другими  детьми. Поэтому  возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование.

    В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход  к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.

    В нашей школе инклюзивное образование официально реализуется с 2016 года с внедрением ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя на самом деле, пробы создания условий для ребят с ДЦП и синдромом Дауна в стенах нашей школы начались с 2010 года. Совместно  с кафедрой специальной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева мы разрабатывали и успешно реализовывали программу психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.

    В настоящее время у нас разработаны и реализуются адаптированные общеобразовательные программы (АОП) для обучающихся следующих категорий: задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, слабослышащие и иными ограничениями здоровья. Адаптированные программы разработаны с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА детей инвалидов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Все обучающиеся с ОВЗ нашей школы обеспечены коррекционно-развивающим сопровождением специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, входящих в единую школьную Службу сопровождения.

    В основе инклюзивного образования МАОУ СШ № 150 лежат следующие принципы:

    • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • каждый человек способен чувствовать и думать;
    • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    • все люди нуждаются друг в друге;
    • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    • для всех обучающихся достижение прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения учителей и родителей других детей к детям с ОВЗ, от готовности их к совместному взаимодействию. Формирование инклюзивной культуры (IK) родителей — это принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.

    В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается.  Семья для ребенка с нарушениями в развитии — это место, где можно найти помощь, понимание, решить возникшие проблемы; это самые близкие люди, воспринимающие ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Однако зачастую именно самое близкое окружение препятствует адаптации ребенка к жизненным условиям, становится причиной формирования негативных качеств в ребенке.

    Однако, с точки зрения Иллича, школьные неудачи связаны не с внутренними дефектами ребёнка, а с культурной средой. Если дети видят, что родители и педагоги работают вместе, они лучше понимают важность образования. Работа с родителями повышает возможности закрепления желаемого поведения, навыков общения и социализации. И именно через вовлечение родителей детей с ОВЗ, мы формируем IK в школе.

    Проблему адаптации родителей мы решаем через семейный Клуб Волшебник, когда раз в неделю мы можем семьями собраться с той или иной целью. Примерный  план встреч мы также стараемся определить в нашу первую встречу перед началом учебного года, с учетом анализа проведенных встреч предыдущего года и пожеланий вновь присоединившихся семей. В течение года у нас проходят творческие занятия (рисование, лепка, поделки) два раза в месяц, профориентационное просвещение детей, начиная с первого класса раз в месяц сами родители проводят такие встречи, где знакомят детей со своей профессией или приглашают того или иного  специалиста (кондитерское, парикмахерское, художественное искусство, медицина, педагогика и тд), а также на этих занятиях в игровой форме дети знакомятся со своими профессиональными способностями и возможностями. Раз в месяц мы просто собираемся для того чтобы познакомиться поближе, обсудить успехи своих детей, поделиться какой-то новой информацией, потому что это очень важно – говорить с человеком, который тебя понимает!

    Семейный Клуб Волшебник также информирует об особенностях развития ребенка той или иной нозологии, об основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально-позитивного общения, игровой деятельности и т.д. Так сказать, ведет работу по профилактике отсутствия компетентности в принятии решений относительно своей жизни и жизни своего ребенка. Компетентность родителей зачастую зависит не столько от знаний по проблеме взаимодействия с ребенком в ограниченными возможностями здоровья, сколько от взаимоотношений между семьей и специалистами, возможности получить определенный спектр услуг для ребенка. В неформальной обстановки семейного Клуба такую цель достичь можно гораздо быстрее и эффективнее.

    Организация образования в МАОУ СШ № 150

    Информация о 100% охвате обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья работой по профориентации

    Охват детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет программами дополнительного образования

    Муниципальная модель инклюзивного образования г. Красноярска

    Модель инклюзивного образования в МАОУ СШ № 150

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

    Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 11.03.2016г

    Письмо МИНОБРНАУКИ о введении ФГОС ОВЗ

    Приказ МИНОБРНАУКИ №1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

    Приказ МИНОБРНАУКИ России от 19.12.2014 N1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

    Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15

    Приказ об утверждении городских базовых площадок по инклюзивному образованию

    Постановление о получении денежной компенсации для детей с ОВЗ находящихся на надомном обучении

    ФГОС НОО ОВЗ

    ФГОС НОО УО

    Концепция развития инклюзивного образования 2020-2030гг

    Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025гг

    ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ:

    Приказ о внесении изменений в регламенты предоставления муниципальных услуг

    Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк)

    Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ

    Положение о организации инклюзивного образования в МАОУ СШ № 150

    Положение о дефектологической помощи

    Положение о логопедической помощи

    План создания условий для реализации ФГОС ОВЗ в МАОУ СШ №150

    План мероприятий «дорожная карта» 2020-2025 гг.

    Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Положение о коррекционно-развивающей службе (службе сопровождения)

    Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся с ОВЗ

    ЗАЧИСЛЕНИЕ В ОУ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

    Регламент предоставления муниципальной услуги по зачислению в МАОУ СШ № 150

    Порядок приема детей с ограниченными возможностями здоровья

    Договор

    Заявление

    ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

    Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе с ОВЗ

    ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Организация питания детей с ОВЗ

    ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ

    Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг)

    Мониторинг оценки условий ОВЗ

    МТО и оснащённость образовательного процесса

    Наличие оборудованных кабинетов, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    План адаптации для МГН объекта МАОУ СШ №150 на период 2020-2025гг

    План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025гг

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

    Электронные ресурсы для обучающихся

    Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МАОУ СШ №150:

    Уровень ООО

    Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью

    Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся основного общего образования с расстройством аутистического спектра

    Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

    Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

    Уровень НОО

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

    Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся начального основного образования с расстройством аутистического спектра

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих детей

    Адаптированная основная общеобразовательная программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

    Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с иными особенностями в здоровье

    ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ:

    Примерная АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Примерная АООП начального общего образования для глухих обучающихся

    Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

    Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

    Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра

    Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушением речи

    Примерная АООП начального общего образования для слабовидящих детей

    Примерная АООП начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

    Примерная АООП начального общего образования для слепых обучающихся

    Методические рекомендации:

    Методические рекомендации родителям

    Советы учителям и родителям

    Методические рекомендации по организации и проведению ГИА

    Полезные ссылки:

    Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie